Что ждет российских адептов Google Analytics?

Приветствую, друзья!

В прошлую пятницу (19 марта) на официальном блоге Google Analytics появилось сообщение, которое вызвало массу обсуждений и посеяло замешательство в рядах адептов Google Analytics. Дело в том, что Google решил выпустить плагин для браузеров, с помощью которого любой посетитель сайта сможет отключить Google Analytics, то есть перестать учитываться системой – стать для GA невидимым.

Буквально через несколько часов, после этого сообщения, в западном интернете поднялось бурное обсуждение этой проблемы: Твиттер был переполнен вопросами о будущем GA и тех, кто с ним работает, а несколько известных зарубежных блогов по веб-аналитике выступили со своими мнениями на этот счет. Событие это получилось действительно не однозначным.

Вот и я решил сегодня поделиться своими соображениями на этот счет, так как и сам являюсь адептом Google Analytics.

С чего все началось

Эволюция человека

Не стоит забывать, что Google Analytics продукт зарубежный, а там отношение к конфиденциальности посетителей весьма серьезное. Практически на каждом сайте можно найти раздел «Privacy Policy» (Политика конфиденциальности), в котором должно быть прописано, будет ли сайт собирать личные сведения о вас, как он это будет делать и зачем (вот пример). По словам Google, выпуск данного плагина является очередным шагом на встречу конфиденциальности посетителей.

Чем же нам это грозит?

Испуганные лица

Ну, во-первых, хочу сказать, что данное решение не ново. Сейчас уже существует достаточно способов избежать учета в системах веб-аналитики. Можно использовать как специальные плагины, так и самостоятельно блокировать cookies в настройках браузера или отключать javascript.

Поэтому можно сказать, что ваши данные в Google Analytics, скорее всего, уже являются не полными. Но разве это сильно влияет на вашу работу? Я думаю, что нет.

В принципе, те кому надо избежать отслеживания Аналитиксом, уже это сделали – инструментарий есть. Основная проблема плагина от Google в том, что теперь это можно будет сделать очень легко. С одной стороны, это конечно может существенно повлиять на ситуацию, так как у Google есть выход на массовую аудиторию — свой браузер и масса сервисов, которыми пользуются миллионы. И если Google заявит об этом плагине во всеуслышание, то последствия могут быть печальными.

    С другой стороны, эти самые последствия зависят от конкретной реализации этой идеи, и тут сразу возникает ряд вопросов:

  • Каким образом Google сообщит о выходе этого плагина? Каков будет охват аудитории у этого сообщения? Возможно, новость появится только на блоге Google Analytics, что не так страшно. Хотя по интернету сообщение разлетится быстро, так как ажиотаж вокруг этого плагина уже возник (но стоит заметить, что только в определенных кругах)
  • Будет ли этот плагин кроссплатформенным? Или будет работать только с браузером Chrome?
  • Будут ли как-то осведомлены о таком плагине рядовые пользователи интернета, которые посещают сайты, на которых установлен GA?
  • Как именно работа этого плагина отразится на данных GA? Будут ли исключены все данные полностью, либо только часть данных?

Также, тут стоит учитывать уровень осведомленности о системах веб-аналитики среди обычных пользователей сети, особенно в России! У нас интернет не на столько развит, и уровень «интернет образованности» аудитории тоже низкий. Так что если после выхода этого плагина последствия все-таки будут, то в России они будут существенно меньше, чем на Западе. Поэтому, я считаю, что паниковать не стоит, тем более если аудиторией вашего сайта являются «обычные» пользователи сети, а не гики.

В самом крайнем случае (тьфу- тьфу- тьфу), можно будет просто перейти на другие инструменты, например ту же Яндекс.Метрику (кстати, если вам интересен обзорный пост о сравнении GA и Я.Метрики, то дайте знать в комментариях). Опытные веб-аналитики знают, что инструмент не так важен. Помните правило 10/90 от Авинаша?

Зачем это нужно Google?

Вопрос к Google

Наиболее интересным остается вопрос: «Зачем Google вообще это затеял?» Ради чего?

Загвоздка в том, что реально, данный шаг не сделает Google Analytics более надежным в отношении работы с персональными данными(и так уже анонимнее некуда), а вот по привлекательности и популярности инструмента может ударить.

Google Analytics всегда с уважением относился к конфиденциальным данным посетителей.

    И этот вопрос уже достаточно надежно проработан в системе:

  • В отчетах GA можно увидеть только обезличенную (анонимную) информацию о посетителях (например IP адресов получить не удастся).
  • GA использует только cookies для того домена, на котором он установлен. То есть он не сможет отслеживать ваши перемещения по другим сайтам.
  • Более того, в правилах использования (Terms Of Use) GA четко прописано, что систему нельзя использовать для учета личных данных, иначе ваш аккаунт будет заблокирован.

Это тоже самое, что и учет количества машин (посетителей) на вверенном вам участке автодороги (сайте). Вы можете посчитать сколько всего машин проехало, и их среднюю скорость. Но вы не узнаете кто конкретно и куда ехал.

От того, что Google выпустит этот плагин, интернет безопаснее не станет. По-прежнему останутся работать другие системы интернет-статистики, которые менее уважительно относятся к конфиденциальности посетителей. Интернет-магазины будут по-прежнему собирать платежные данные своих посетителей. Да и на крайний случай, любые конфиденциальные данные можно будет по-прежнему достать из логов сайтов, из серверов хостеров, у провайдеров в конце концов. И Google Analytics тут совершенно не причем.

Зато теперь, напуганная общественность может задуматься о целесообразности дальнейшего использования GA. В любом случае, останется неприятный осадок.

Мне кажется, что выпуск этого плагина — это просто формальность, необходимая для соответствия корпоративным и европейским стандартам. Благодаря своему достаточно богатому функционалу и популярности, Google Analytics все больше приближается к статусу инструмента веб-аналитики корпоративного уровня. А после выпуска Cordiant(Hardware версия Гугл Аналитикс) этот статус утвердился еще больше.

Но на рынке корпоративных систем веб-аналитики, действуют уже свои стандарты, и есть свои сильные конкуренты. У которых, кстати, уже давно есть подобные опции для посетителей, по отключению учета данных (например у Omniture и CoreMetrics). Кроме того, в некоторых Европейских странах действует закон, по которому сайт имеет право создавать куки для посетителя только если у того будет возможность их отключить.

Вот Google Analytics и пытается соответствовать этим требованиям, чтобы улучшить свою конкурентоспособность и выйти на новые рынки. Ну что же, если это так, то пожелаем ему удачи!

Хотите прочитать еще что-нибудь полезное?

  • Похожих записей нет
Время публикации: 22 Мар 2010
Опубликовано в рубрике Google Analytics - Ответы на вопросы |

Поделитесь с друзьями:





7 комментариев Включайтесь в обсуждение!

Андрей Козинец написал 22 Мар, 2010 - 01:03:03

Событие конечно же не однозначное. Согласен c Данилой, во многих аспектах. В целом не вижу ничего страшного, однако хотел бы высказать свое мнение подробнее.

Дело в том что статистика сама по себе наука основанная на неполной выборке данных, вспомним хотя бы обычные исследования мнения «народа» на выборках в 1500—3000 человека, не думаю что они учитывают мнение всех. НО такие исследования дают понимание тенденции.

Так и в веб-аналитике, настоящий аналитик скажет что важным является не 100% точный подсчет всех без исключение посетителей. А анализ данных поведения определенных груп пользователей для выявления сильных и слабых сторон сайта, особенностей трафика из разных источников, а также предпочтений пользователей.

Всё это дает пищу для размышления специалисту и помогает ему сформировать ряд идей по улучшению сайта.

Поэтому для того чтобы серьезно повлиять на решение аналитика, необходимо скрыть от него достаточно большой процент пользователей (имхо более 30%), или же некую важную группу пользователей, например пользователей пришедших на сайте из поисковых систем.

YoYurec написал 25 Мар, 2010 - 02:03:52

Как замена GA (да и вообще) — мне Я.Метрика не понравилась совсем (или я не разглядел какой-то мегафишки) (((

А если использовать локальную статистику, собирая на сервере? её отключать сложнее...

Автор блога написал 25 Мар, 2010 - 11:03:47

Да, по функционалу Я.Метрика существенно слабее чем Google Analytics, но у нее тоже есть свои плюсы для решения определенных задач.

Мне кажется на аналитику, установленную на сервере (Urchin например), плагин повлиять не сможет.

Секрет написал 3 Апр, 2010 - 05:04:28

Да гугль аналитик сервис очень полезная, Андрей Козинец согласен, что учет всех посетителей не особо то и нужно, да и не все заботятся об анонимности.

Никита написал 6 Апр, 2010 - 11:04:05

Да не очень приятно с одной стороны, но не конец света с другой стороны.

Андрей написал 16 Апр, 2010 - 12:04:42

Не вижу в этом никакой проблемы. Какой процент пользователей интернета знает о google analytiks? я думаю, что менее 1%, даже если все его установят, это никак не повлияет на анализ общих тенденций

события написал 7 мая, 2010 - 08:05:02

Спасибо. Прочитал с интересом, и вообще полезный у Вас блог

Оставить комментарий


Внимание, комментарии публикуются не сразу, а после проверки. Я слежу за тем, чтобы комментарии соответствовали теме статьи.
Убедительная просьба, если вы хотите задать вопрос, который не относиться к теме данной заметки, то лучше сделать это через специальную форму.



Ваш комментарий: